Особенности обслуживания системы охлаждения двигателя
Система охлаждения выполняет важную функцию: она обеспечивает правильную температуру двигателя путем циркуляции охлаждающей жидкости через двигатель, чтобы забрать тепло, а затем передает ее через радиатор, который охлаждается воздухом. Охлаждающая жидкость проходит через клапан термостата для контроля потока, а иногда через датчик температуры, который управляет внешними вентиляторами охлаждения воздуха.
Система охлаждения состоит из трех основных частей.
Часть системы охлаждения №1: помпа
Помпа выполняет насосную функцию системы охлаждения. Водяной насос обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости.
Водяной насос может иметь различный привод - в основном шестеренный или ременной, но во многих автомобилях используется электрический для улучшения потока и охлаждения.
Решающее значение для работы насоса имеет приводной ремень, который и приводит его в действие. На большинстве новых автомобилей это ремень ГРМ (зубчатый). На старых автомобилях это клиновый ремень (плоский ремень) с V-образным поперечным сечением.
Техническое обслуживание насоса охлаждающей системы состоит из плановой замены охлаждающей жидкости, замены приводного ремня и регулировки натяжения. Насосы с ремнем ГРМ должны всегда быть заменены одновременно с ремнем ГРМ.
Часть системы охлаждения №2: система шлангов
Система охлаждения состоит из шлангов, регулирующих клапанов, радиатора отопителя, радиатора охлаждения и расширительного бака. Из-за используемых материалов и постоянного контакта с охлаждающей жидкостью все части этой системы могут износиться скорее от времени, чем от условий использования.
Ремонт системы шлангов состоит из плановой замены охлаждающей жидкости, регулярной замены всех шлангов и подтекающих элементов.
Все шланги должны проверяться минимум 2 раза в год на предмет трещин, гибкости и признаков утечки. Когда охлаждающую жидкость сливают для замены или при ремонте двигателя, любые подозрительные шланги должны быть заменены. Шланги нужно менять каждые несколько лет.
Радиаторы, расширительные баки, стержни нагревателя и регулирующие клапаны меняют только из-за протекания или засора. Состояние этих элементов должно быть оценено профессиональными автомеханиками, поскольку их нормальное функционирование имеет решающее значение для других систем автомобиля.
Часть системы охлаждения №3: датчики температуры
Регулирование температуры системы охлаждения включает в себя датчики температуры охлаждающей жидкости, термостата, радиатора или расширительного бачка, вентилятора и муфты вентилятора (если есть). Эти части функционируют независимо от двигателя, но управляются им с помощью охлаждения или путем отправки управляющих сигналов в электронной системе автомобиля.
Термостат представляет собой клапан, который открывается и закрывается в зависимости от температуры охлаждающей жидкости, протекающей через него. Высокая температура с последующим снижением до нормальной (или постоянно низкая) является первым признаком заедания термостата. Но и многие другие условия могут вызвать эти симптомы, поэтому нужно знать, как устранить каждую причину.
Радиатор и крышка расширительного бачка тоже представляют собой клапан, который реагирует на давление в системе. Он служит для поддержания уровня охлаждающей жидкости в системе заданного давления. Он всегда должен быть заменен точно такой же крышкой с той же настройкой давления. Никогда не используйте другие крышки, за исключением краткосрочных чрезвычайных ситуаций!
Ремень вентилятора с ременным приводом для вытягивания воздуха через радиатор обычно находится на шкиве водяного насоса и имеет вентиляторную муфту, чтобы управлять им. Муфта позволяет вентиляторам вращаться вместе с ремнем при низкой частоте вращения коленчатого вала и свободно вращаться на высоких скоростях. Плохое сцепление вентилятора не позволяет ему вращаться на низкой скорости (перегрев в движении) или свободно двигаться на высокой скорости (потенциальный перегрев на трассе или уменьшение пробега).
Электрический вентилятор может быть или сам по себе (обычно передний привод), или вспомогательный (используется с механическим вентилятором). Оба типа управляются с помощью датчика температуры - в радиаторе или его верхнем шланге, на корпусе термостата или водяного насоса. Этот датчик обычно является переключателем типа вкл/выкл с фиксированной настройкой температуры. Некоторые автомобили могут иметь 2-3 настройки для многоскоростных вентиляторов. Такой датчик обычно называют «вспомогательным вентилятором».
Другие общие температурные датчики:
- датчик уровня (выходной переменной);
- предупредительная лампа (тип вкл/выкл);
- датчик впрыска топлива (переменная для настройки контроля впрыска топлива);
- термовременной выключатель (контроль клапана при холодном пуске).
- в автомобиле могут быть и другие датчики.
Температурный контроль имеет решающее значение для производительности и контроля над выбросами. К сожалению, эта система без соответствующего оборудования является наиболее трудно устранимой. Еще сложнее с компьютерными системами, которые автоматически контролируют время, число оборотов холостого хода, вакуума и подачу топлива, чтобы компенсировать сигналы потенциально неисправного датчика температуры.
Ремонт датчиков системы охлаждения практически невозможен. Необходимо содержать их в чистоте как изнутри (замена охлаждающей жидкости), так и снаружи (очистка двигателя), что будет лучшим способом для обеспечения безаварийной езды. Проверка и замена всех деталей, соблюдение рекомендуемого времени или ограничений по пробегу также помогают.
Несколько важных вещей, которые нужно помнить
Прислушайтесь к этим советам по обслуживанию системы охлаждения, и она вас не подведет.
- Держите двигатель, радиатор и решетку в идеальной чистоте. Чистый двигатель работает намного лучше.
- Своевременно проводите замену охлаждающей жидкости согласно рекомендованным заводом интервалам с правильным типом и объемом охлаждающей жидкости. Всегда выпускайте воздух перед установкой крышки радиатора.
- Своевременно производите замену всех шлангов системы охлаждения - верхнего и нижнего шлангов радиатора, шлангов отопителя, коллектора, шлангов охлаждающей жидкости и любых других. Все шланги нужно менять каждые два года.
- Заменяйте термостат с установкой температуры, эквивалентной оригинальной.
- Заменяйте радиатор/крышку расширительного бачка с оригинальной регулировкой давления. Некоторые неофициальные замены могут неправильно держать давление в автомобилях иностранного производства.
- Отрегулируйте или замените водяной насос, приводной ремень с рекомендованной периодичностью или даже чаще, если потребуется. Проверьте ремни безопасности, когда работаете с системой охлаждения.
- Замените водяной насос при первых признаках опасности или когда меняете ремень ГРМ и натяжитель. Следите за признаками перегрева, если не хотите, чтобы автомобиль сломался под жарким солнцем, когда водяной насос не справляется.
- Замените вентилятор и/или лопасти вентилятора по мере необходимости. Датчик температуры автомобиля - лучший способ узнать, когда муфта вентилятора требует внимания.
- Замените температурные датчики, если необходимо. Обратитесь к специалистам по поиску и устранению неисправностей, которые имеют соответствующее оборудование.
- Сохраните автомобиль надлежащим образом из-за времени воздействия, скорости холостого хода, выхлопной системы и других систем, влияющих на температуру двигателя. Система охлаждения предназначена для взаимодействия со всеми остальными системами, работающими надлежащим образом.
Ваш отзыв очень важен для нас